Отношение власти к митингу “несогласных”, разогнанному милицией 31 мая, на этот раз вызвал бурю негодования. Правозащитники и общественность возмущены тем, насколько жестко действовали при задержании силовики. На Триумфальной площади в понедельник присутствовал уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Вчера он сделал нашей газете ряд громких заявлений. — По существующим в России законам такого рода митинги носят уведомительный, а не разрешительный характер, — заявил вчера “МК” г-н Лукин. — Никто не имеет права не разрешить проведение митинга, если он мирный, а именно так было 31-го числа. Власти обязаны зафиксировать желания группы граждан, которые называются заявителями, провести митинг, обеспечить его безопасность и нормальные условия прохождения. Если больше одного митинга заявлено на одно и то же место, то власти обязаны сделать так, чтобы не пострадали интересы ни тех, ни других заявителей. Условия на Триумфальной площади вполне это позволяют — она большая и широкая. Этого сделано не было, поэтому незаконными, на мой взгляд, являются действия властей. Как и действия МВД, представители которого действовали грубо и жестоко, тем более незаконны. — Были ли вы свидетелем противоправных действий во время митинга “несогласных” 31 мая?
— Со стороны граждан я не был свидетелем таких действий. Что касается милиции, то она без всякого конкретного повода выхватывала граждан, грубо тащила их по асфальту, ставила к стене с помощью грубого насилия. Это распространялось как на молодых и крепких, так и на ветеранов, инвалидов, чему я был сам свидетелем.
— А вас пытались задержать?
— Меня — нет, но на этот раз была довольно странная история. Обычно мне звонят в связи с такими митингами и сообщают, кто ответственный. Если я захочу прийти, чтобы посмотреть, законны ли действия сторон во время митинга, то я знаю этого человека. Ничего подобного в этот раз не было. Более того, когда я обращался к старшим по званию — там были несколько полковников, — они просто бегали от меня, делая вид, что говорят по телефону...
Я ожидаю от милиции разъяснений и извинений перед гражданами. У меня имеется меморандум о сотрудничестве с МВД, который я на время приостанавливаю, пока они не осознают свои неправильные действия и не расскажут гражданам, и мне в том числе, почему такие эксцессы произошли. Конечно, виновники этих эксцессов должны быть наказаны. Я составляю доклад по тому, что я видел, который я представлю соответствующим компетентным властям и обществу.
— Вы говорили, что представите президенту видеоматериалы с Триумфальной. Каким образом?
— Как известно, наш президент отлично владеет технологией работы с Интернетом, поэтому я не уверен, что мне необходимо самому представлять свидетельства. Но если у кого-то есть яркие материалы Интернета, которые подтверждают злоупотребления властей или, напротив, то, что я не прав и таких злоупотреблений не было, буду рад их получить и обязательно проинформирую высшие власти, чтобы они с этим ознакомились.
Тему разгона акции 31 мая подняли вчера в Госдуме, однако единороссы заблокировали это выступление. Коммунист Сергей Обухов взял слово, чтобы “поздравить “ЕР” с очередным “праздником демократии” и попытался рассказать, что этот “праздник” наблюдал на Триумфальной Владимир Лукин, оценивший действия силовиков как неоправданно жестокие. Но первый вице-спикер Олег Морозов (“ЕР”) выключил Обухову микрофон, заявив, что к повестке заседания Лукин отношения не имеет. Депутат, впрочем, еще успел прокричать предложение запросить у Лукина отчет Думе с оценкой действий представителей власти на Триумфальной. В общем, вопрос в повестку дня не попал, и, комментируя это, единороссы потом на голубом глазу объясняли — дескать, ничего официально коммунисты и не вносили. Народные избранники от КПРФ между тем собираются оформить по своей линии депутатский запрос в адрес омбудсмена…
Вчера журналисты “Газеты.ру”, чьему сотруднику на Триумфальной сломали руку, поинтересовались у пресс-секретаря премьера Путина г-на Пескова, в курсе ли событий 31 мая его начальник? “Премьер-министр, конечно, знает об акции. Он знает, в частности, где было дано разрешение на ее проведение и где она была проведена, — ответил г-н Песков, очевидно, имея в виду, что собраться на Триумфальной “несогласным” не разрешили, а предлагали на выбор любую другую площадь столицы. Сообщить, как Путин оценивает действия милиции, пресс-секретарь премьера отказался: “Остальное я никак не комментирую”.
|