Президент России Владимир Путин не лишится сна из-за того, что его бывший премьер-министр Михаил Касьянов наконец подтвердил, что будет баллотироваться в президенты на выборах 2008 года.
Во-первых, сам Путин не баллотируется. Он в очередной раз исключил внесение в конституцию поправок, позволяющих ему бороться за третий срок, и похоже, исключает изменения конституции, позволяющие ему остаться у власти в качестве премьер-министра, превратив президента в церемониальную фигуру.
Во-вторых, даже если Путин будет баллотироваться, переполняющаяся казна российского государства (в настоящее время в Центробанке более 150 млрд долларов) - это хороший аргумент в его пользу. Россия сейчас добывает чуть больше 9 млн баррелей нефти в день, и при цене в 50 долларов за баррель (а рыночная цена еще выше) это приносит ей более 500 млн долларов в день, 3,5 млрд долларов в неделю и 200 млрд долларов в год. Этим обеспечен план Путина вложить дополнительно 4 млрд долларов в программу социальных льгот, что ослабит растущее недовольство по поводу разрыва между богатыми и бедными.
Есть еще и газ, и этим объясняется то, что важными моментами визита Путина в Нью-Йорк на этой неделе стали встречи с руководителями Exxon Mobil, Chevron и ConocoPhillips, которые борются за возможность помогать "Газпрому" в освоении газового месторождения "Штокман" в Баренцевом море.
В-третьих, "оранжевая революция" на Украине, которая в декабре казалась крупным поражением Путина, так как отвергла кандидата, которому он отдавал предпочтение, и выдвинула прозападного президента Виктора Ющенко, сегодня выглядит иначе. Недавний политический кризис на Украине с отставкой премьер-министра Юлии Тимошенко, давней соратницы Ющенко по "оранжевому движению", толкает Ющенко в объятия России.
Его нового премьер-министра Юрия Еханурова в западных СМИ называют технократом. Это так, но он еще и этнический русский с Восточной Украины, в то время как Тимошенко - этническая украинка и националистка. Ее разрыв с президентом Ющенко расколол украинский электорат, который был базой "оранжевой революции", и теперь единственной возможностью Ющенко победить ее является тактический альянс с этническими русскими на парламентских выборах, предстоящих в будущем году. А этнические русские на Украине стремятся сохранить тесные связи с Москвой, и в результате создается впечатление, что стратегического поражения Путина на Украине просто не было.
При этом надежды Ющенко на быстрое вступление в западные организации оправдываются медленно. Глава комитета Всемирной торговой организации, рассматривающего заявку Украины, говорит, что поставленная Ющенко цель вступить в ВТО в этом году представляется "очень сложной, если не невозможной". А Европейский союз, который и слышать не хочет о переговорах о дальнейшем расширении после того, как летом избиратели Франции и Голландии отвергли проект новой конституции, воспринимает попытки Украины более чем равнодушно. Нельзя сказать, что Запад распахнул двери перед Украиной, в то время как Путин излучает радушное "добро пожаловать домой".
Путин приезжает в ООН, чтобы произнести речь об опасности терроризма, которая полностью согласуется с выступлениями Джорджа Буша и Тони Блэра. Он дружит со всеми. В Москве находится министр обороны Китая, подписывающий новые сделки на приобретение военно-транспортных самолетов Ил-76 и воздушных заправщиков; ходят неподтвержденные слухи об интересе китайцев к российским атомным субмаринам. А Путин выступает с позиций человека, который в будущем году будет принимать саммит G8 в Петербурге.
Нелегко будет от всего этого отказаться, когда в 2008 году истечет второй срок Путина. Но он уже может наблюдать тайную борьбу за место своего преемника. Министр обороны Сергей Иванов является несомненным фаворитом, но Дмитрий Рогозин, лидер партии "Родина", желающий вернуть прежнее название Сталинграду, набирает поддержку. В борьбе участвуют бывшие и нынешние губернаторы, а также представитель президента Дмитрий Козак.
Все это люди, которые в общем сохранят наследие Путина. Это патриоты, которые хотят, чтобы мир относился к России серьезно, верят в стабильность и восстановление авторитета государства. Они усвоили главный урок правления Путина: независимые источники власти в СМИ и корпоративном секторе терпеть нельзя. Телеканалы останутся под контролем государства, а бывший нефтяной магнат из ЮКОСа Михаил Ходорковский, скорее всего, останется в тюрьме.
Они склонны относиться к США с долей подозрительности и хотят восстановить влияние России в Центральной Азии и на Украине. Пока нефть и газ позволяют платить по счетам, они будут подчинять экономическую реформу тому, что представляется им стратегическими интересами России. Они будут предсказуемыми, пусть и не вполне удобными, партнерами для американских политиков, а Евросоюз, скорее всего, останется крупным инвестором и потребителем топливного экспорта, так и не превратившись в серьезного стратегического игрока. Главным источником беспокойства будет для них возвышение Китая и то, что оно может сулить сибирским регионам, богатым энергетическими ресурсами.
Но это путинский стиль, в его случае выросший из умения завязать личные отношения с такими зарубежными лидерами, как Буш и канцлер Германии Герхард Шредер. Вне зависимости от того, останется ли Путин в Кремле после 2008 года, эта модель, скорее всего, сохранится в той мере, в какой она описывается термином "путинизм".
Безусловно, путинизм - это рок для бывшего премьера Касьянова, чьи претензии на пост президента отдают донкихотством, поскольку из путинизма напрямую вытекает следствие, под которым он в настоящее время находится в связи с обвинениями в мошенничестве и злоупотреблении властью.
"Я не могу уйти в тень. Поскольку некому развивать политические процессы, ведущие, на мой взгляд, к тому положительному результату, на который рассчитывают многие миллионы российских граждан", - заявил Касьянов слушателям радиостанции "Эхо Москвы" в среду. Он добавил, что в отсутствие альянса демократических сил в ближайшее время демократию в России ждет печальный финал".
Что-то подобное уже начинается. Две главные оппозиционные партии, "Яблоко" и СПС, уже обсуждают совместное ведение кампании на декабрьских выборах в Москве, но пока путинизм благодаря нефтяным доходам остается у руля.
|