Среда, 27.11.2024, 23:55
Приветствую Вас Гость

Технический надзор газоснабжения

Главная » 2018 » Декабрь » 5 » Братушки вцепились в трубу
09:51
Братушки вцепились в трубу
Несмотря на позицию Брюсселя и Кремля, «Южный поток» может возродиться в неожиданной форме.

Запретив строительство «Южного потока», власти Болгарии предприняли отчаянную попытку изобразить «красивую мину при плохой игре». В утвержденной 21 января «Программе правительства по стабильному развитию Болгарии на период с 2014 по 2018 год» указывается, что прокладка трубопровода «Южный поток» будет вестись в приоритетном порядке «при полном соответствии проекта европейскому законодательству, при диалоге с Еврокомиссией и доказанной экономической пользе».

Правда, каким образом, это благое пожелание будет реализовано на практике, учитывая, что ни Брюссель, ни Москва не собираются отказываться от своей принципиальной позиции, в документе не уточняется. Единственное объяснение содержится в высказывании вице-премьера Болгарии Румяны Бычваровой. Чиновник кабмина обратила внимание на то, что: «До сегодняшнего дня мы не видели официального уведомления о прекращении проекта, именно по этой причине он остается в нашей управленческой программе». Похоже, болгарское правительство пытается ухватиться за указанную формальность как за последнюю соломинку.

Впрочем, вошедшие в жесткий санкционный клинч стороны (Россия и ЕС) едва ли по достоинству оценят эти усилия. Конечно, Брюссель (с подачи США) еще может какое-то время дразнить Москву «морковкой» под названием «Южный поток». Но вряд ли российское руководство испытывает какие-то иллюзии на этот счет.

Напомним, в прошедшем году Болгария по просьбе Еврокомиссии дважды (в июне, а затем и в августе) останавливала работы по проекту. Работы на морском участке должны были начаться уже в декабре, а общая мощность трубопровода на выходе в районе болгарской Варны составила бы 63 млрд. кубометров. Вкупе с пропускной мощностью уже построенного «Северного потока» (55 млрд. кубов) это позволило бы странам ЕС полностью избавиться от «транзитного терроризма» со стороны непредсказуемой Украины.

Взамен проекта «Южный поток», на котором поставила крест Еврокомиссия, Россия вышла на международный энергетический рынок с альтернативным предложением. В день выступления Владимира Путина в Анкаре между «Газпромом» и турецкой корпорацией «Botas Petroleum Pipeline Corporation» был подписан меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода через Чёрное море в направлении Турции. Новый газопровод будет иметь аналогичную пропускную способность (предположительно 63 млрд. кубометров газа в год). Из них 14 млрд. кубов будут предназначены для турецких потребителей, остальной объём (около 50 млрд. кубов) будет доставляться на границу Турции и Греции, где будет организована «точка сдачи».

Чтобы рассуждать о продолжении строительства газопровода, его следовало бы хотя бы начать, отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

– Но этого, как мы знаем, до сих пор не произошло. Болгары говорят, что готовы продолжить работы, если проект будет полностью соответствовать нормам европейского законодательства. А именно - нормам Третьего энергопакета. Но Газпром не согласен с навязываемыми ему условиями. В результате Москва была вынуждена отказаться от этого проекта.

— В чем главный «камень преткновения»?

– Когда были подписаны соглашения между РФ и странами-транзитерами (Болгарией, Сербией, Словенией), Третий энергопакет еще не вступил в силу. То есть, с юридической точки зрения его нормы не должны были распространяться на «Южный поток». В соглашениях было четко прописано, что по трубе будет прокачиваться только российский газ. Предполагалось, что строить ее будут совместные российско-итальянские (морской участок), российско-болгарские, российско-сербские и.т.д. совместные предприятия.

Однако после принятия Третьего энергопакета европейцы попытались задним числом изменить условия эксплуатации «ЮП».

— Имеется в виду допуск к трубе других поставщиков помимо Газпрома?

– Совершенно верно. Россия, вложившись финансово в эту газотранспортную инфраструктуру, должна была отдать 50% мощности трубопровода сторонним пользователям. Получается, что российская газовая корпорация построила бы трубу для своих конкурентов. Согласитесь, немного странное требование. Тем более что решение вступало в силу задним числом.

В этом плане реакция российского руководства вполне логична – пускай тогда европейцы сами найдут деньги, построят газопровод и обеспечат его наполнение. Никто не запрещает, но Газпром не собирается строить за свои деньги трубу под чужой газ. Тем более, что альтернативные (нероссийские) проекты тут же попадали в исключение из норм Третьего энергопакета и могли прокладывать трубы под свой газ. Здесь можно, например, вспомнить азербайджанский трубопроводный проект (газ должен пойти в Италию). Хотя Россия тоже была бы не против прокачивать в Европу свой газ через азербайджанскую трубу, нам это не разрешают.

— В каком случае проект «ЮП» может быть реанимирован? Или точка невозврата уже пройдена?

– Если Брюссель даст Газпрому возможность построить трубопровод под свой газ, тогда это можно обсуждать. Вероятность такого исхода оценить довольно сложно. Потому что Европейская комиссия зачастую действует исходя из политических, а не экономических соображений. Складывается такое впечатление, что брюссельскую бюрократию просто не волнует энергобезопасность стран Южной Европы.

— Получается, «Турецкий поток» не подпадает под действие европейских ограничений?

– Причина понятна:Турция - это не член ЕС. Но дальше опять начинаются проблемы. Мы можем прокачать газ до границы Турции с Грецией. А дальше что с ним делать? Газпром говорит странам Южной и Восточной Европы: вы должны сами построить трубы, если хотите принимать наш газ.

В ответ мы слышим: а с какой стати – у нас с вами подписан контракт, по которому вы обязаны доставлять газ на границу Украины со Словакией. Извольте выполнять контракты, украинская труба существует и работает. И Брюссель теперь не собирается от нее отказываться.

— Евробюрократию не волнует, что на территории Украины идет война, и бесперебойный транзит в такой ситуации никто гарантировать не может?

– По мнению европейцев, если киевский режим начнет отбирать газ из трубы, это будет проблема Газпрома. Потому что по контракту наша корпорация обязана передать газ европейцам на западной границе Украины. А как она может обеспечить сохранность прокачки на чужой территории, это Брюссель не интересует.

— С экономической точки зрения совершенно нелогичная позиция, которая объяснима только в политической плоскости – Евросоюзу нужен не российский газ, а очередной повод для претензий и обострения напряженности.

– Налицо политизация вопроса в чистом виде. Потому что никаких реальных шагов для того, чтобы разрешить эту проблему, не предпринимается. Крайними окажутся потребители стран Южной Европы, которые сейчас получают «голубое топливо» исключительно через Украину. Если будет недостача, на Газпром компании из Словакии или Венгрии подадут в суд, будут требовать компенсации. При этом непонятно, на кого будут подавать в суд люди, которые холодной зимой останутся без отопления, горячей воды и газа. Я так понимаю, Брюсселю до этого нет никакого дела. Зато у него появится лишний повод для того, чтобы разжигать антироссийскую истерию.

— Заявления болгарских властей - это попытка уцепиться за соломинку?

– Софию понять можно. Болгар сделали крайними. Им предложили избавиться от транзитной зависимости от Украины, пообещали вложить миллиарды долларов в строительство трубы, выплачивать ежегодно транзитные платежи за прокачку 63 млрд. кубометров газа. Но правительство Болгарии было вынуждено от всего этого отказаться в угоду Европейскому Союзу. Взамен им ничего не предлагают. Естественно, власти этой страны «кусают локти» и пытаются уговорить Брюссель пойти навстречу Москве.

Однако Берлину, Брюсселю и Парижу нет никакого дела до того, что происходит в плане энергообеспечения в Болгарии, Греции, Македонии и т.д. Причем на «Южный поток» были завязаны три серьезные страны – Италия, Австрия и Венгрия.

— Для Австрии ситуация менее критична – там расположен крупнейший газотранспортный хаб в Баумгартене.

– Да, куда, в частности, поступает норвежский газ. Италия тоже, наверное, переживет каким-то образом. Вопрос в цене и гарантиях поставок. Тот же Алжир существенно сократил объем поставок в Италию, поскольку там растет собственное потребление, а добыча на фоне мировой ценовой конъюнктуры снижается. На чей газ смогут рассчитывать итальянцы, понять сложно.

Если резюмировать происходящее, разлад в российско-европейском энергетическом взаимодействии выгоден США. Именно Вашингтон управляет всем этим процессом, сталкивает лбами РФ и ЕС, раздувая конфликт на Украине. Пока свою геополитическую комбинацию американцы разыгрывают как по нотам.

Заявления членов болгарского правительства насчет возможности возобновления строительства «Южного потока» нацелены на внутреннюю аудиторию, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

– В последнее время болгарское руководство заваливает проект за проектом. Видимо, есть желание отчитаться перед избирателем и показать, дескать, мы сделали все, что могли.

— А разве не так, София могла проигнорировать красный свет, который зажгли в Брюсселе?

– Разумеется, здесь ничего нельзя было предпринять. Тем не менее, в пиар целях нужно показать, что болгарские власти борются до последнего. Без политического согласия со стороны ЕС проект не может быть реанимирован. Даже если это произойдет, я полагаю, «Южный поток» будет серьезно переформатирован.

Например, будет создан болгарский распределительный хаб. Это более жизнеспособный вариант, чем возрождение «Южного потока» в первоначальном виде. То есть, Газпром доводит трубу по морскому участку до Болгарии, а всю дальнейшую инфраструктуру по доставке и распределению газа по территории Юго-Восточной Европы будет финансировать и строить ЕС. Тем самым, Россия не заходит на территорию, где действует Третий энергопакет. Мы доставили свой газ до границы с Евросоюзом. А дальше пускай делают с ним все, что хотят. Главная проблема, кто будет выступать в качестве инвестора для этого проекта.

— Это был бы выгодный компромисс для Москвы?

– Плюс состоит в том, что нам не придется нести издержки на строительство газотранспортной сети в Европе. К тому же мы обезопасим себя от претензий в рамках положений Третьего энергопакета. Главная же проблема заключается в том, найдутся ли инвесторы для реализации проекта в таком виде. Захочет ли Евросоюз вкладываться в обходной маршрут или сделает ставку на украинский транзит.

— Последний способ доставки «голубого топлива» в Европу становится все более рискованным и проблематичным…

– Не больше, чем пару лет назад. «Газовые стычки» между Москвой и Киевом происходили регулярно. Но каждый раз удавалось договориться.

— Исключительно благодаря тому, что Киев, несмотря на громкие декларации, не мог найти альтернативного поставщика топлива.

– Споры по поводу цены - это нормальное взаимодействие между покупателем и продавцом.

— Незаконный отбор газа или, проще говоря, воровство - это тоже норма?

– Разумеется, нет. Но других альтернатив в силу позиции ЕС пока не просматривается. К тому же Украина нужна России не столько как транзитное государство, сколько как крупный потребитель. Варианты обойти Украину рассматриваются, но пока ни один из них не жизнеспособен.

— Включая «Турецкий поток»?

– Анкара пока не дала официального согласия на этот проект. Стороны ограничились подписанием меморандума, который ни к чему не обязывает. Премьер Турции, вроде, одобрительно кивнул головой, за что получил скидку на газ, который Россия поставляет по «Голубому потоку». По большому, счету «Турецкий поток» не просчитан, и он еще более сложен, чем создание газового хаба в Болгарии. Турция как транзитер тоже непростой партнер. Потому что Анкара все время пытается играть в собственную игру.

—  Есть ли замена российскому газу для стран Южной и Восточной Европы, или Брюссель готов принести энергобезопасность «младших членов» ЕС в жертву геополитическому противостоянию с Россией?

– Восточная Европа сильно зависит от украинского транзита, который и должен был заместить «Южный поток». Для того чтобы уменьшить зависимость Восточной Европы от российских поставок, нужно выстроить систему хабов, которые связывают основные газораспределительные линии со странами ВЕ. Тогда та же Венгрия, Словакия и Болгария смогут спокойно перебрасывать газ с севера, из той же Норвегии. Конечно, на всех его не хватит. Но есть ведь еще терминалы по приему сжиженного газа.

— Который будет по определению дороже российского трубопроводного…

– С падением стоимости нефти, СПГ тоже начал падать в цене.

— То же самое касается трубопроводного, но ценовые пропорции в пользу последнего все равно сохраняются.

– Безусловно, российский газ в любом случае будет дешевле. В этом плане он находится вне конкуренции. Но не стоит специально идти в стык. Миллер не так давно заявлял, что к 2019 году украинский транзит будет закрыт, а наше топливо пойдет в Европу по обходным маршрутам (включая турецкое направление). То есть, европейцы, давайте стройте скорее трубы к границе с Турцией. На мой взгляд, это не очень конструктивная позиция. Брюссель может пойти на принцип и закупать более дорогой сжиженный газ. Слишком многое сегодня определяет политика. Энергетическое партнерство, а значит, судьба обсуждаемых проектов будет зависеть от уровня политического диалога между Брюсселем и Москвой.
Просмотров: 250 | Добавил: whipdazzfa1972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz