“Газпром”, которому не удалось получить долю в проекте Левиафан на шельфе Израиля, может войти в соседний Тамар. Пока монополия ведет переговоры об эксклюзивных закупках СПГ с него. Если “Газпрому” удастся договориться, то он получит возможность поставлять на мировой рынок 3 млн СПГ в год в течение 20 лет с 2017 года. Это соответствует всего 3% экспортных поставок монополии в Европу, но на рынке СПГ, где сейчас разворачивается основная конкуренция, “Газпром” почти не представлен, пишет “Коммерсантъ”.
Вчера структура Gazprom Marketing & Trading Switzerland AG сообщила, что заключила базовое соглашение о покупке газа с израильского газодобывающего проекта Tamar LNG с Levant LNG Marketing Corporation. Как пояснили в GM&T, стороны в течение шести месяцев проведут эксклюзивные переговоры. В случае их успешного завершения будет подписано соглашение о выкупе всего объема сжиженного газа с проекта — 3 млн т (эквивалент 4,2 млрд кубометров) ежегодно в течение 20 лет. Также стороны могут обсудить потенциальное участие “Газпрома” в проекте в качестве участника. Если договор трейдинга будет подписан, забирать СПГ “Газпром” будет непосредственно на платформе, где его производят. В GM&T уточнили, что 3 млн т соответствует загрузке примерно 42 СПГ-танкеров. Для этого у компании уже есть три корабля, а еще четыре будут построены в этом и следующем годах.
Проект производства СПГ на плавучем заводе Tamar FLNG предусматривает разработку месторождений Tamar и Dalit на шельфе Израиля. Завод должен начать работу в 2017 году. Проект Tamar FLNG реализует консорциум в составе Noble Energy Mediterranean, Delek Drilling, Avner Oil Exploration, Isramco Negev-2 и Dor Gas. В ноябре 2011 года партнеры подписали соглашение с DSME, NextDecade и D&H о строительстве завода. Вскоре после этого была создана компания Levant LNG Marketing Corporation для проведения переговоров с потенциальными покупателями СПГ.
На шельфе Израиля открыто три газовых месторождения: Далит (запасы — 20 млрд кубометров), Левиафан (около 450 млрд кубометров) и Тамар (около 240 млрд кубометров). Все они находятся в географической зоне Левантийского осадочного бассейна в восточной части Средиземноморья. Разработка Тамара, расположенного в 90 км от берега, должна начаться в апреле 2013 года, максимальный уровень добычи может составить около 15 млрд кубометров газа в год к 2015 году. Примерно 11 млрд кубометров будет поставляться на внутренний рынок Израиля, остальные 4 млрд кубометров — направляться на сжижение. В декабре 2012 года на месторождении Тамар была установлена газодобывающая платформа.
Раньше “Газпром” претендовал на вхождение в проект “Левиафан” (оператор — Noble Energy; участвуют Delek Drilling и Ratio Oil Exploration). Его разработка должна начаться не позднее 2016 года, и на первой ее фазе планируется добывать более 16 млрд кубометров газа в год. Монополия вела переговоры об этом с весны 2012 года. Но в тендере победила вторая по величине энергетическая компания Австралии Woodside. Она купила 30% в проекте за $2,5 млрд. Тогда вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что Россия “сохраняет интерес к участию в разработке запасов природного газа на израильском шельфе”.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что “Газпром” “боится конкуренции и старается всячески сократить число поставщиков газа в Европу”. Григорий Бирг из “Инвесткафе” добавляет, что в 2012 году предпочтение было отдано Woodside, потому что компания имеет существенный опыт в строительстве СПГ-установок и сможет помочь своим партнерам ускорить доставку сырья с месторождения на рынки АТР. Таким образом, отмечает аналитик, эксклюзивный контракт на маркетинг добытого на израильском шельфе газа с Тамара и Далита является своего рода поощрительным призом для “Газпрома”. По его мнению, монополии необходимо развивать направление СПГ, чтобы наладить рабочие отношения с перспективными потребителями в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Европе. Но у самого “Газпрома” пока есть единственный СПГ-проект — на Сахалине. Только к 2018 году монополия планирует запустить завод СПГ во Владивостоке мощностью 5 млн т в год с возможным увеличением до 15 млн т. При этом самый масштабный проект по сжижению газа, на Штокмановском месторождении, отложен минимум до 2019 года.
|